Виртуальные дегустации вина
Пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году, сильно изменила практически все индустрии. От этого пострадали даже сомелье, которые лишились возможности проводить коллективные дегустации вин. Ведь это же массовое собрание, кто-нибудь может заразиться!
Однако решение проблемы нашлось достаточно быстро. Дегустации вин перенесли в виртуальное пространство! Теперь, чтобы попробовать и оценить напиток, необязательно выходить из дома – достаточно компьютера, Zoom и подходящих бокалов.
Правда, и сомелье, и критики достаточно быстро начали скептически относиться к виртуальным дегустациям вина. Почему – расскажем в этой статье.
Что вообще такое «виртуальные дегустации вина»?
Итак, виртуальные дегустации вина – это попытка перенести реальные дегустации в виртуальное пространство, каким-то образом адаптировав их к пандемии. Как это работает:
- Организатор виртуальной дегустации собирает винный класс. Обычно это – скучающие дома люди, которым настолько нечего делать, что они готовы заплатить 100–300 долларов за Zoom-конференцию.
- Организатор устанавливает дату и время проведения винной дегустации.
- Каждый участник получает набор семплов – небольших бутылочек вина по 70–100 мл, которые и будут продегустированы во время мероприятия.
- Дегустация начинается с коллективного звонка в Zoom. Организатор проводит небольшую лекцию, рассказывая о напитках, которые будут попробованы на мероприятии, и их особенностях.
- Участники наливают семплы, пьют и делятся впечатлениями.
Звучит интересно, не так ли? Правда, если посмотреть со стороны – это просто грустное употребление вина в одиночестве перед экраном ноутбука.
Проблема номер 1: Отсутствие этикета
На реальных дегустациях всегда есть чёткая иерархия. Организатор и распорядитель – главный. Именно он будет указывать, когда наливать новый бокал. Именно он будет рассказывать о напитке. Остальным остаётся лишь слушать и делиться впечатлениями.
В виртуальном пространстве все равны и все свободны. Онлайн-дегустация может в любой момент прерваться пространной речью одного из участников о том, какое замечательное домашнее вино он пил в июне 1987 года в Крыму, на пляже Коктебеля, оно было мягкое и сладкое, такое же, как губы его юной спутницы…
А ещё участники могут начать переговариваться и спорить друг с другом. И всем остальным приходиться ждать, когда дискуссия закончится, чтобы попробовать уже следующий семпл.
Проблема номер 2: Извините, мне нужно перезагрузить компьютер
Сложно представить что-то более разрушающее атмосферу таинства и торжества, чем технические проблемы участников виртуальной дегустации. У кого-то «отваливается» микрофон, кто-то не слышит собеседников, нужно перезагрузить компьютер. Приходится делать паузы, которые окончательно портят удовольствие даже от хорошего вина.
При этом остальные участники дегустации выступают «удалённой техподдержкой». Они рассказывают, где в Zoom находятся настройки микрофона или как закрыть остальные программы, чтобы компьютер не так сильно «тупил». В итоге раздражаются все – и организатор, и участник с техническими проблемами, и остальные присутствующие.
Проблема номер 3: Асинхронность
В оффлайн-дегустациях все участники одновременно наливают себе бокалы и одновременно пробуют вино. Когда процесс переходит в онлайн, такой синхронности добиться практически невозможно. Кто-то из участников обязательно откроет свою бутылку раньше остальных.
Но чем дольше бутылка остаётся открытым, а вино – налитым в бокал, тем сильнее оно окисляется. Как следствие, вкус меняется. И когда начинается непосредственно дегустация, участники ощущают совершенно разные ноты и оттенки напитка. Это вполне может стать поводом для споров.
Конечно, многое зависит от профессионализма организатора. Есть опытные ведущие, которые чётко рассчитывают тайминг и дают указания, когда открывать бутылку и наливать вино. Однако их мало, потому что вся «индустрия» дегустаций была ориентирована на оффлайн-встречи. Специалисты ещё не успели перепрофилироваться.
Проблема номер 4: В конце дня ты остаёшься один в комнате
Почему люди любят кино и театры? Ведь, казалось бы, тот же самый экспириенс можно получить дома. Включаешь новый блокбастер на своём телевизоре, разогреваешь попкорн в микроволновке, достаёшь колу или вино из холодильника – и смотришь, как инопланетяне на Землю напали, вот уж беда пришла.
Но – нет. Каждый похож в кинотеатр или театр – это не просто развлечение, это маленькое событие. Точно так же проходят и оффлайн-дегустации. Ты отправляешься в специализированный ресторан или винотеку, встречаешься с интересными людьми, общаешься и наслаждаешься напитками. А потом, преисполненный новых знаний, возвращаешься домой – или гуляешь по вечернему городу, наслаждаясь тёплой погодой, лёгким опьянением и приподнятым состоянием духа.
Когда заканчивается онлайн-дегустация, ты просто выключаешь компьютер и откидываешься в кресле. По итогу ты просто сидишь один в комнате, перед тобой множество мелких бутылочек-семплов, листок с пометками… и какое-то гнетущее чувство того, что вместо полноценного экспириенса и развлечения ты получил лишь суррогат оных.
Станут ли онлайн-дегустации новой нормой?
Онлайн-дегустации – это дорого (в среднем они стоят порядка 100–500 долларов с человека) и не всегда интересно. Поэтому они уже сейчас постепенно «вымирают». Всё меньше участников, всё меньше предложений.
Как только винотеки и рестораны открылись – люди отправились на дегустации туда. А когда и туризм восстановится – можно ожидать окончательной смерти онлайн-формата.