Чилийское вино: классика и современность
Чилийское вино для массового российского потребителя – это такой бюджетный напиток, который покупаешь, когда отечественное надоело, а хорошие европейские выходят за рамки бюджета. Средняя цена и оптимальное качество – вот его две основные характеристики.
Тем не менее, у чилийского вина богатая история и весьма интересная современность.
Недорого и надёжно
В 2003 году в Италии была винная выставка-ярмарка. Её посетили и чилийские производители. Правда, они использовали довольно странную рекламную кампанию. Вывеска над их стендом гласила: «Чили – страна со вторым самым низким уровнем коррупции в Южной Америке».
Зачем эта информация на винной выставке-ярмарке? Всё просто. Чилийские вина с самого начала своего существования позиционировались как недорогие и «надёжные». Покупая их, вы получаете неплохой напиток за адекватные деньги.
В 2001 году британский критик Тим Аткин писал: «Чили – это Volvo винного мира». Он имел в виду, что напитки надёжные, но не интересные. Вы чётко знаете, что получаете. Чилийское Каберне Совиньон: с оттенками вишни и малины, с ощутимыми танинами. Чилийский Сира: мощный, округлый, со зрелыми танинами.
Нельзя сказать, что это плохо. Рачительные ценители вина чётко знают, что стоит выбирать именно чилийское – это беспроигрышный вариант. Европейское оставляет простор для экспериментов. Два винтажа одного хозяйства могут иметь разный вкус и аромат! С чилийским такого не случится – практически все вина изготавливаются будто бы под копирку, они одинаковые. Хорошие, но не интересные.
Южноамериканская Франция
Если вы пролистаете ассортимент вин из Чили в каком-нибудь магазине, вы рано или поздно заметите одну интересную деталь: аборигенные сорта практически отсутствуют. Больше 70% напитков в этой стране изготавливаются из Каберне Совиньон, Мерло, Шардоне, Совиньон Блан и Сиры. Всё это – классические французские сорта.
Причина в том, что Чили, хоть и входит в топ-10 мировых производителей, появился на винной карте сравнительно недавно. Только в середине XIX века местные миллионеры решили разбить несколько виноградников. Для этого они привезли саженцы аристократических сортов из Бордо и Бургундии.
Французскому винограду климат Чили пришёлся по душе. Растения быстро прижились, активно плодоносили и практически не нуждались в уходе. Виноград было легко выращивать, а вино из него – легко производить.
Тем не менее, чилийская винодельческая промышленность началась не с виноградников, а с заседаний советов директоров. Уже в конце XIX века, заметив, что французские сорта прекрасно прижились на южноамериканской земле, крупные производители решили выйти на рынок алкогольных напитков. Так появились Concha y Toro, Cono Sur, San Pedro и другие компании, которые до сих пор производят большинство чилийских вин.
Эти компании сразу создали ориентир чилийской винной промышленности – недорогие, безопасные, хорошие напитки для массового потребителя. Никаких экспериментов. Завоёвывать рынок будем отличным сочетанием «цена-качество». И это сработало! Сегодня абсолютное большинство чилийских вин находится в ценовом диапазоне 300–1000 рублей, но при этом нравятся массовому потребителю.
Безопасное вино – скучное
Однако около 20 лет назад появилась «новая волна» чилийского вина. Теперь – от небольших хозяйств, которые решаются на эксперименты: выращивают новые сорта и выбирают новые терруары.
Марсело Ретамаль, один из пионеров новой волны, однажды сказал – «Виноградная лоза должна бороться с природой за жизни. Безопасные места равны скучному вину!». И тогда он отправился на поиски новых, небезопасных локаций. Например, пустыня Атакама на севере страны и продуваемый ветрами остров Чилоэ.
Здесь выращивать виноград намного сложнее, чем в центральном Чили. Засуха в пустыне способна убить лозы. Остров Чилоэ может оказаться слишком холодным для нежных ягод. Однако Марсело Ретамаль рискнул – и сомелье, которые пробовали вина его хозяйства Top Winemakers, не смогли угадать происхождение.
Тем не менее, цена на чилийские вина новой волны вполне способна оттолкнуть покупателей, привыкшим к бюджетным напиткам. Например, Garage Wine Co. 215 BC Ferment Maule Valley от производителя стоит порядка 20 долларов. Зато оно изготавливается из винограда сорта Паис – первого в Чили, посаженного за 215 лет до Каберне Совиньон.
Будущее чилийского вина
Чили вполне уверенно чувствует себя как производитель «безопасного, но скучного» вина. Директоры конгломератов спокойно подсчитывают прибыли. Покупатели уверены, что получат хороший напиток за 5–10 долларов. Достигнут полноценный консенсус. Или нет?
Стоит различать виноделие «ради прибыли» и «для души». Маленькие хозяйства, владельцы которых действительно любят своё дело, явно не хотят мириться со статусом-кво. Чили – страна, которая может давать разнообразные, интересные, насыщенные, уникальные вина.
Поэтому в ближайшие 20–30 лет нас ждёт небольшая революция на рынке чилийского вина. Необычные, уникальные напитки, яркие вкусы, сорта, о которых вы даже не слышали – стоит ждать всего этого. Но станет ли Чили новой Францией с разделением на хозяйства? К сожалению, только время покажет.